Память

Физиология человека
Медицинская информация достоверна!
Игорь Лукьяненко
Врач-невролог, нейробиолог, аллерголог-иммунолог.
Подробнее об эксперте

Text.ru - 100.00%

Настоящий обзор посвящен понятию природы памяти, определению ее видов, протекающих процессов формирования, причин забывчивости.

Память — это термин, применяемый к многочисленным биологическим видам, с помощью которых живые организмы приобретают, сохраняют и используют навыки и знания. Она присутствует у всех форм животных высшего порядка. Наиболее эволюционные формы памяти возникли у людей. Несмотря на многочисленные исследования, полного понимания человеческой памяти не существует, человеческий мозг представляет собой туманную и сложную структуру.

Память представляет собой «биологический процесс», включающий в себя множество когнитивных атрибутов. Это текущие знания о чем-то, что было известно ранее. Человеческая память изучалась с самых разных точек зрения, от психологии до инженерии, она подвержена ошибкам и ненадежна в зависимости от обстоятельств. Память включает в себя две формы воспоминания: совершенную и несовершенную.

Идеальное воспоминание предполагает сочетание памяти о предыдущих действиях и о предыдущих знаниях. Несовершенное воспоминание предполагает некоторое несовершенство знаний в контексте способности человека обрабатывать информацию. Некоторые из ранних исследований памяти включали эти понятия, например, исследование Миллера 1956 года, посвященное фрагментированию и способности человека обрабатывать информацию (Miller, 1956).

После исследований Миллера в 1950-х годах память продолжала оставаться предметом изучения различных исследователей. Однако, несмотря на более чем полувековое изучение, сложность человеческого разума и туманность памяти остаются загадкой. Полного понимания человеческой памяти в наше время не существует.

Одно время доминирующая точка зрения рассматривала память как единую способность. То есть память считалась одноканальным процессом. Сегодня процессы памяти рассматриваются как совокупность множества различных видов и форм органических операций. Считается, что память принимает множество форм и типов операций мозга. Основные вопросы, вызывающие озабоченность, связаны с идентификацией, классификацией и определением сходства и различий этих форм и видов памяти.

Настоящий обзор посвящен понятию природы памяти, определению ее различных видов, протекающих процессов в мозге человека, причин забывчивости и стратегий улучшения.

Что такое память?

Что такое память?

Всем известно о трюках, проделываемыми с каждым из нас памятью. Вы когда-нибудь чувствовали себя неловко из-за невозможности вспомнить имя знакомого человека, с которым разговаривали? Испытывали чувство беспомощности от неспособности вспомнить накануне выученный текст/урок, любой другой материал (ведь вы его, казалось бы, добросовестно учили). Или, наоборот, чувствовали восторг от того, что теперь можете безупречно декламировать строки стихотворения, которое выучили в детстве?

Память действительно является очень увлекательной и интригующей человеческой способностью. Она функционирует, чтобы сохранить наше ощущение того, кто мы есть, поддерживает наши межличностные отношения и помогает нам решать проблемы и принимать решения. Поскольку память играет центральную роль почти во всех когнитивных процессах, таких как восприятие, мышление и решение проблем, ученые пытались понять, каким образом любая информация запоминается, каковы механизмы, с помощью которых она сохраняется на определенный период времени, причины ее потери из памяти, а также методы, которые могут привести к улучшению запоминания.

Память – это сохранение и извлечение информации в определенные временные промежутки, в зависимости от характера когнитивной задачи, которую вам необходимо выполнить. Возможно, потребуется задержать информацию на пару секунд. Например, вам нужно запомнить незнакомый телефонный номер, пока вы не доберетесь до телефонного аппарата, или на протяжение десятилетий вы все еще помните методы сложения и вычитания, выученные еще в раннем школьном возрасте.

Память концептуализируется как процесс, объединяющий 3 независимых, хотя и взаимосвязанных этапа. Это «кодирование» информации, ее удержание/хранение, и поиск/извлечение. Любая информация, полученная нами, обязательно проходит эти этапы.

Кодирование

Это первый этап, относящийся к процессу, в ходе которого информация впервые «записывается и регистрируется», чтобы ее можно было использовать в нашей системе памяти. Всякий раз, когда внешний раздражитель воздействует на наши органы чувств, он генерирует нервные импульсы. Они поступают в разные области нашего мозга для дальнейшей обработки. При кодировании принимается поступающая информация и извлекается некий смысл. Затем он представляется таким образом, чтобы его можно было обрабатывать дальше.

Хранение информации

Это второй этап памяти. Закодированная информация также должна быть сохранена, чтобы ее можно было использовать позже. Таким образом, хранение относится к процессу, посредством которого информация сохраняется и удерживается в течение определенного периода времени.

Поиск (извлечение) информации

Третий этап памяти. Информация может быть использована только тогда, когда человек способен восстановить (извлечь) ее из своей памяти. Извлечение означает доведение сохраненной информации до сознания человека, чтобы ее можно было использовать для выполнения различных когнитивных задач, таких как решение проблем или принятие решений.

Сбой памяти может произойти на любом из этих этапов. Вы можете не вспомнить информацию, потому что вы не закодировали ее должным образом или хранилище было не готово ее разместить, поэтому вы не могли получить к ней доступ или извлечь ее, когда это необходимо.

Первоначально предполагалось, что память – человеческая способность удерживать/хранить всю информацию, приобретенную человеком посредством учебы, его жизненным опытом. Ее рассматривали как огромное хранилище, где вся информация хранится так, чтобы мы могли получить и использовать ее по мере необходимости. Но с появлением компьютера человеческую память стали рассматривать как систему, обрабатывающую информацию так же, как это делает компьютер.

Мозг и компьютер регистрируют, хранят и манипулируют большими объемами информации и действуют на основе результатов таких манипуляций. У компьютера есть временная память (оперативная память или ОЗУ) и постоянная память (например, жесткий диск). На основе команд программы компьютер манипулирует содержимым своей памяти и отображает выходные данные на экране. Точно так же люди регистрируют информацию, хранят ее и манипулируют ею в зависимости от задачи, которую им необходимо выполнить.

Например, когда вам необходимо решить математическую задачу, память, относящаяся к математическим операциям, таким как деление или вычитание, активируется и используется, чтобы получить результат (решение проблемы). Эта аналогия привела к разработке первой модели памяти, предложенной Аткинсоном и Шиффриным в 1968 году. Согласно этой модели, существует три системы памяти: сенсорная, краткосрочная и долгосрочная память. Каждая из этих систем имеет разные особенности и выполняют различные функции по отношению к сенсорным входам (звук, образ, вкус…).

Сенсорная память (на примере иконической памяти)

Сенсорная память (на примере иконической памяти)

Это способность кратковременно сохранять большие объемы информации, с которыми люди сталкиваются ежедневно. Существует три типа сенсорной памяти:

  • эхо-память (эхоическая) – сохранение информации, полученной с помощью слуховых стимулов;
  • иконическая память – сохранение информации, полученной с помощью зрения;
  • тактильная память – сохранение данных, полученных с помощью прикосновения.

Иконическая память

Этот тип сенсорной памяти сохраняет информацию от органов зрения приблизительно продолжительностью в 1 секунду. Затем этот резервуар информации переходит в кратковременную зрительную память (которая аналогична визуально-пространственному блокноту для рисования, с которым оперирует рабочая память). Иконическая память рассматривается как хранилище, состоящее из двух компонентов: постоянства видения и информации.

Постоянство видения. Иконическая память соответствует образу/визуалу, который сохраняется от 100 до 300 мс. Она чувствительна к физическим параметрам, так что зависит от фоторецепторов сетчатки (палочек и колбочек), от различных клеток зрительной системы. Она завершает свое представление в первичной зрительной коре (V1) затылочных долей. Затылочная доля отвечает за обработку визуальной информации.

Сохранение информации. Иконическая память – это хранилище информации, которое удерживается 800 мс и представляет собой кодифицированную и уже классифицированную версию визуального образа. Она играет роль хранилища для образа, которая обеспечивает визуальную краткосрочную память информацией для консолидации (сведение полученных «отпечатков» памяти в устойчивую, продолжительную по времени форму).

Иконическая память характеризуется большой емкостью и короткой продолжительностью.

«Сенсорная память» – это система, регистрирующая информационные потоки от каждого чувства с достаточной точностью. Часто эту систему еще называют сенсорными регистрами, поскольку информация от всех чувств регистрируется здесь как точная копия стимула.

Ощущение остаточного изображения (к примеру, световой след, который остается после выключения лампы) или реверберации звука, когда он прекратился – это и есть проявление иконических (зрительных) или эхоических (слуховых) сенсорных регистров.

Краткосрочная память (STM)

Краткосрочная память (STM)

Мы не обращаем внимания на всю информацию, которая затрагивает наши чувства. Информация, которой уделяется внимание, поступает во второе хранилище памяти. Краткосрочная память – это способность сохранять небольшое количество доступной информации в течение короткого периода времени (обычно 30 секунд или меньше). Краткосрочное хранилище получает сенсорную информацию, обработанную сенсорными хранилищами, и данные из долговременной памяти. Кроме того, краткосрочное хранилище может также передавать информацию структурам, участвующим в долговременной памяти. Это хранилище может генерировать рассуждения и новые выводы из существующих.

Краткосрочное хранилище функционирует как своего рода «рабочая память», система для временного сохранения информации и управления ею в рамках широкого спектра важных когнитивных задач (к примеру, обучение, суждение и осознание). Они придают краткосрочному хранению центральное значение в общей обработке информации, приписывая ему роль управляющей исполнительной системы, ответственной за координацию и контроль многих сложных подпрограмм, отвечающих за получение нового материала и восстановление старого материала в долговременном хранилище.

Кратковременная память — это не пассивное хранилище, а скорее рабочий стол, в котором хранится широкий спектр материалов памяти, с которыми постоянно приходится работать. Они манипулируются и трансформируются, когда люди выполняют различные когнитивные задачи. Этот «верстак» называется рабочая память.

Рабочая память

Термин «рабочая память» относится к системе мозга, которая обеспечивает временное хранение и манипулирование информацией, необходимой для таких сложных когнитивных задач, как понимание языка, обучение и рассуждения.

Первым компонентом рабочей памяти является фонологическая петля (информация, представленная в виде ограниченного количества звуков, и, если их не повторять/репетировать, они затухают в течение 2 секунд (слова, схожие между собой звучанием (созвучные) запомнить несколько сложнее, чем отличные друг от друга (не созвучные).

Второй компонент хранит визуальные и пространственные данные. Емкость этого «блокнота» также ограничена.

Третий компонент систематизирует информацию из фонологического контура, зрительно-пространственного «блокнота», а также из долговременной памяти. Этот «руководитель» выделяет ресурсы внимания для распределения различной информации, необходимой для выполнения когнитивных операций.

Долгосрочная память (LTM)

Долгосрочная память (LTM)

Материалы, которые выдерживают ограничения мощности и продолжительности краткосрочной памяти (STM), наконец, поступают в память долгосрочную (LTM), имеющую огромную емкость. Это постоянное хранилище всей информации, которая может быть как недавней, например, о том, что вы ели вчера на завтрак, так и очень далекой, например, о том, как вы отпраздновали свой шестой день рождения. Любая информация, однажды поступившая в долговременную память, никогда не забывается (правда, не всегда человек способен ее оттуда достать), поскольку кодируется семантически (т.е. с точки зрения смысла, который несет с собой).

То, что мы воспринимаем как забывание, на самом деле является отказом долгосрочной памяти: по разным причинам мы не можем получить сохраненную информацию.

Декларативная и процедурная (недекларативная) память

Кратковременная память рассматривается как состоящая из более чем одного компонента (рабочая память). Точно так же предполагается, что долговременная память тоже не является единой, поскольку она содержит большое разнообразие информации. Ввиду этого современные формулировки предполагают, что долговременная память состоит из различных типов: декларативных и процедурных (иногда называемых недекларативными) воспоминаний. Вся информация, относящаяся к фактам, именам, датам, является частью декларативной памяти. Процедурная память, с другой стороны, относится к воспоминаниям, относящимся к процедурам выполнения различных задач и навыкам, таким как езда на велосипеде, приготовление чая или игра в баскетбол.

Факты, хранящиеся в декларативной памяти, поддаются словесному описанию, в то время как содержимое процедурной памяти нелегко описать. Например, когда вас спросят, вы можете описать, как играют в какую-нибудь игру, но, если кто-то спросит вас, как вы ездите на велосипеде, возможно, вам будет трудно рассказывать об этом. Декларативная память может быть либо эпизодической, либо семантической.

Эпизодическая и семантическая память

Эпизодическая память содержит биографические подробности нашей жизни. Воспоминания, относящиеся к нашему личному жизненному опыту, составляют эпизодическую память, и именно по этой причине ее содержание, как правило, носит эмоциональный характер. Хотя многие переживания трудно забыть, в равной степени верно и то, что многие события происходят в нашей жизни постоянно и что мы не помним их все. Кроме того, есть болезненные и неприятные переживания, которые запоминаются не так подробно, как приятные.

Семантическая память, с другой стороны, – это память об общей осведомленности и знаниях. Все понятия, идеи и правила логики хранятся в семантической памяти. Например, именно благодаря семантической памяти мы помним значение слова «ненасилие», или помним, что 2+6 =8, или что слово «мАлоко» написано с ошибкой. В отличие от эпизодической памяти, семантический вид памяти не датирован. Вы, возможно, не сможете сказать, когда вы узнали значение слова «ненасилие» или в какой день вы узнали ту или иную информацию. Поскольку содержимое семантической памяти связано с фактами и идеями, общей осведомленностью и знаниями, она нейтральна к аффектам и не подвержена забвению.

Другие виды долгосрочной памяти

У человеческой памяти сложная и динамичная природа. 

Воспоминания-вспышки

Это воспоминания о событиях, которые очень возбуждают или удивляют. Такие воспоминания очень детализированы. Они похожи на фотографию, на которую вы можете смотреть когда хотите. Мгновенные воспоминания подобны образам, застывшим в памяти и привязанным к определенным местам, датам и времени.

Автобиографическая память

Это личные воспоминания. Они распределяются неравномерно на протяжении всей жизни. Некоторые периоды нашей жизни вызывают больше воспоминаний, чем другие. Например, воспоминаний, относящихся к раннему детству, особенно в течение первых 4-5 лет, у нас остается очень мало. Это называется детской амнезией. Резкое увеличение частоты воспоминаний наблюдается сразу после раннего взросления, то есть в возрасте 20-22 лет. Возможно, этому способствуют эмоциональность, новизна и важность событий. В пожилом возрасте самые последние годы жизни, скорее всего, будут хорошо запоминаться. Однако, примерно в возрасте 30 лет, начинается ухудшение определенных видов памяти.

Имплицитная память

Многие воспоминания остаются за пределами сознательного восприятия человека. Имплицитная память – это вид памяти, о котором человек не подозревает. Это память, которая извлекается автоматически. Пример неявной памяти взят из опыта набора текста. Если кто-то умеет печатать, это означает, что он также знает конкретные буквы на клавиатуре. Но многие машинистки могут правильно печатать даже на клавиатуре, кнопки которой не помечены буквами. Скрытые воспоминания лежат за пределами осознания. Другими словами, мы не осознаем того факта, что существует воспоминание или запись о каком-то переживании. Тем не менее, неявные воспоминания действительно влияют на наше поведение. Такой вид памяти также обнаружен у пациентов с черепно-мозговыми травмами.

Как информация перемещается из одного отдела в другой?

Как информация перемещается из одного отдела в другой?

Существуют процессы, управляющие и контролирующие поток информации через различные хранилища памяти. Как предполагалось ранее, не вся информация, которую получают наши органы чувств, регистрируется. Если бы это было так, представьте, какое давление придется выдержать нашей системе памяти. Только та информация, к которой обращено внимание, поступает в краткосрочную память (STM) из сенсорных регистров, и в этом смысле избирательное внимание – это первый процесс управления, который решает, что будет передаваться из сенсорных регистров в STM. Чувственные впечатления, которым не уделяется внимания, быстро угасают. Затем STM запускает другой процесс управления.

Для более продолжительного удержания информации в краткосрочной памяти требуется «профилактическая репетиция» (ее повторение), чтобы сохранять информацию столько времени, сколько необходимо. Как только такого рода репетиции/повторения прекращаются, информация теряется.

Еще один процесс управления, который работает в краткосрочной памяти (STM) для расширения ее возможностей, – это разбивка информации на части. За счет фрагментирования можно расширить емкость кратковременной памяти (STM). Например, если вам предлагается запомнить строку цифр – 22031980, вы можете создать фрагменты: 22, 03, 1980, означающие дату, где 22 – число, 03 – месяц, 1980 – год рождения (это всего лишь пример привязки событий к ряду цифр).

Из краткосрочной памяти информация поступает в долговременную через тщательные повторения/репетиции. Неоднократные репетиции, которые проводятся посредством молчаливого или голосового повторения, пытаются связать «информацию, которую нужно сохранить», с уже существующей информацией в долговременной памяти. Например, задача запоминания значения слова «человечность» будет проще, если значение такого понятия, как «сострадание», и ассоциаций, которые вы можете создать вокруг новой информации, определит ее постоянство. В ходе детальных репетиций человек пытается проанализировать информацию с точки зрения различных ассоциаций, которые она вызывает.

Понимание памяти как результата первоначального способа кодирования информации имеет важное значение для обучения. Такой взгляд на память поможет вам осознать, что, изучая новый урок, вы должны сосредоточиться на максимально подробной разработке смысла его содержания и не должны зависеть от механического запоминания. Попробуйте это сделать, и вы скоро поймете, что понимание значения информации и размышление о том, как она связана с другими фактами, концепциями и вашим жизненным опытом, — это верный путь к долгосрочному удержанию информации..

Организация долгосрочной памяти

Организация долгосрочной памяти

Поскольку долговременная память хранит очень большой объем информации, который используется с поразительной эффективностью, было бы очень полезно знать, как наша система памяти организует свое содержимое таким образом, чтобы нужная информация была доступна в нужный момент.

На данном этапе важно отметить, что многие идеи, касающиеся организации содержимого долговременной памяти, возникли в результате экспериментов, в которых использовались задачи семантического поиска. Возможно, вы согласитесь, что при воспроизведении содержимого семантической памяти не может быть никакой ошибки. Ибо любой, кто знает, что птицы летают, не ошибется, отвечая на вопрос — летают ли птицы? Ответ будет утвердительным. Но люди могут затрачивать разное время при ответе на вопросы, требующие семантических суждений. Отвечая на вопрос «летают ли птицы?», человек потратит не больше секунды, но отвечая на вопрос «являются ли птицы животными?», может потребоваться чуть больше времени.

В зависимости от того, сколько времени люди тратят на ответы на подобные вопросы, был сделан вывод о характере организации долговременной памяти. Наиболее важной единицей представления знаний в долговременной памяти является понятие. Понятия – это ментальные категории для объектов и событий, которые похожи друг на друга (одним или несколькими способами). Однажды сформированные понятия упорядочиваются по категориям.

Категория сама по себе является концептом, но она также служит для организации сходств между другими концепциями на основе общих черт. Например, слово «яблоко» является категорией, потому что в него могут быть включены различные сорта яблок, и это также понятие в категории фруктов. Это ментальные рамки, которые представляют наши знания и предположения о мире.

Знания в долговременной памяти организованы иерархически и предполагают сетевую структуру. Элементы этой структуры называются узлами. Узлы – это концепции, в то время как соединения между узлами обозначаются отношениями, которые указывают на принадлежность к категории или атрибуты концепции.

Чтобы проверить сетевую структуру долгосрочных знаний, можно привести пример. Рассмотрим такие вопросы: «Волк – это хищник?» и «Волк – это хищник, который поедает травоядных?».

На первый вопрос ответ будет незамедлительным, но второй вопрос вызовет небольшую паузу перед ответом. Причина в том, что слова «поедает» и «травоядных» во втором предложении стали иерархически более удаленными от подлежащего «волк» в предложении. Для ответа на второй вопрос потребуется больше времени, чтобы проверить, является ли оно истинным или ложным.

Мы можем хранить все знания на определенных уровнях, которые применимы к определенным категориям, без необходимости повторять эту информацию на более низких уровнях иерархии. Это обеспечивает высокую степень когнитивной экономии, что означает максимальное и эффективное использование объема долговременной памяти с минимальной избыточностью.

Способы кодировки информации

Способы кодировки информации

До сих пор мы обсуждали концепт как единицу представления знаний в долговременной памяти и рассматривали различные способы организации этих концептов. Означает ли это, что знания кодируются только в формате, подобном программе Word, или могут быть другие способы кодирования?

Информация может быть закодирована и в перцептивном формате (чувственном восприятии) или в терминах изображений. Изображение – это конкретная форма представления, которая непосредственно передает перцептивные атрибуты объекта. Если вы наткнетесь на слово «школа», то будет создан образ вашей, школы, в которой вы учились. На самом деле, почти все конкретные объекты (и концепции) генерируют изображения, и знания, связанные с ними, кодируются как вербально, так и визуально. Это называется гипотезой двойного кодирования.

Двойное кодирование

Согласно гипотезе двойного кодирования, конкретные существительные и информация, относящаяся к конкретным объектам, кодируются и хранятся в виде изображений, в то время как информация, относящаяся к абстрактным понятиям, принимает вербальный и описательный код. Например, если вас попросят описать птицу, первое, что произойдет, – это сгенерируется изображение птицы, далее вы описываете птицу на основе этого изображения. Но, с другой стороны, значения таких понятий, как «истина» или «честность», не будут иметь таких сопутствующих образов.

Любая информация, которая была закодирована как в устной форме, так и в виде изображений, запоминается с большей легкостью.

Создание памяти: свидетельства очевидцев и ложные воспоминания

Создание памяти: свидетельства очевидцев и ложные воспоминания

Воспоминания очевидца

К примеру, судебные процедуры, применяемые в уголовных процессах, основаны на показаниях, данных очевидцев преступления. Это считается одним из наиболее надежных доказательств в пользу обвиняемого или против него. Но иногда эти показания могут быть далеки от истины. И это не голословное утверждение, а выводы, сделанные учеными в результате многих научных исследований – память очевидца подвержена многим недостаткам. К примеру:

Участникам эксперимента показывалась одна и та же видеозапись какого-либо события (обычно автомобильной аварии). За этим следовали некоторые вопросы, которые мешают с кодировкой события. Один из вопросов звучал так: «С какой скоростью ехали машины, когда врезались друг в друга?». В другом вопросе слово «врезались» было заменено словом «контактировали». Те, кому был задан первый вопрос, оценили скорость автомобилей примерно в 100 км в час. Те, кому был задан второй вопрос (т.е. со словом «контактировали»), подсчитали, что скорость автомобилей составляла примерно 50-60 км в час.

Некоторые из подобных ошибок также совершаются из-за эмоционального характера самого события. Например, события, изображающие насилие или трагедию, как правило, вызывают сильные эмоции, очевидцы оказываются подавленными и не обращают внимания на детали при кодировании поступаемой информации.

Ложная память

Интересное явление, называемое ложной памятью, может быть вызвано мощным воображением событий, которые вообще не происходили. Память может быть вызвана и имплантирована с помощью «раздувания» воображения.

Информация, которая была закодирована и сохранена в виде образов, приводит к разработке ментальных моделей. Существует множество рутинных задач, требующих мысленных моделей.

Например, следование по указателям, размещенным вдоль дороги, сборка велосипеда по приложенной схеме, или даже приготовление экзотического блюда по инструкциям, приведенным в кулинарной книге, требуют создания пространственных ментальных моделей на основе словесных описаний. Таким образом, ментальные модели относятся к нашим убеждениям о том, каким образом структурировано наше окружение, и такие убеждения формируются с помощью конкретных образов, а также словесных описаний.

Память как конструктивный процесс

Память в основном состоит из воспроизведения сохраненных материалов. Но память не является пассивным использованием изученного материала, который был перенесен на свое долговременное хранение. Этот процесс активный, и все, что мы храним, подвергается непрерывным изменениям. На то, что мы запоминаем, влияет значение, которое мы придаем полученной информации, и как только она закрепляется в нашей системе памяти, уже не может оставаться изолированной от других когнитивных процессов.

Полученная информация меняется в соответствии с знаниями конкретного человека, его прошлым опытом и т.д., из нее убираются лишние для этого человека детали, происходит преобразование истинной информации, чтобы она выглядела более связной и рациональной.

Для этого процесса используется термин «схема». Схемы относятся к организации прошлого опыта и знаний, которые влияют на способ интерпретации, хранения и последующего извлечения поступающей информации. Таким образом, память становится активным процессом конструирования, в котором информация кодируется и хранится с точки зрения понимания человека и в рамках его предыдущих знаний и ожиданий.

Природа и причины утраты памяти

Природа и причины утраты памяти

Каждый из нас почти ежедневно сталкивался с забвением и его последствиями. Почему мы забываем? Не потому ли, что информация, которую мы сохраняем в нашей долговременной памяти, каким-то образом теряется? Это потому, что мы недостаточно хорошо ее запомнили?

Или потому, что мы неправильно закодировали информацию? А быть может, потому, что во время хранения она была искажена или помещена не в то место?

Процесс забывания протекает по определенной схеме: максимальная интенсивность забывания – в первые девять часов, особенно в течение первого часа. После этого скорость этого процесса замедляется, и мало что забывается даже по прошествии многих дней, лет.

Основные моменты, объясняющие забывание

Новая информация, поступающая в долговременную память, мешает воспроизведению более ранних воспоминаний, и, следовательно, интерференция является причиной забвения.

Обучение и запоминание предполагают формирование ассоциаций между предметами, и после усвоения эти ассоциации остаются нетронутыми в памяти. Люди продолжают приобретать множество подобных ассоциаций, и каждая из них остается независимо друг от друга, без каких-либо взаимных конфликтов. Однако помехи возникают во время поиска нужной информации, когда эти различные наборы ассоциаций конкурируют друг с другом за поиск. Существует, по крайней мере, два вида помех, которые могут привести к забвению. Вмешательство может быть проактивным (движение вперед) – это означает то, что вы выучили ранее, мешает вспомнить ваше последующее обучение, или ретроактивным (движение назад) – оно относится к трудностям в запоминании того, что вы выучили ранее, из-за изучения нового материала. Другими словами, при проактивном вмешательстве прошлые знания мешают вспоминанию более поздних обучений, а при ретроактивном вмешательстве последующее обучение мешает вспоминанию прошлого обучения.

Во время припоминания либо отсутствуют восстановительные сигналы, либо они являются неуместными. Поисковые подсказки – это вспомогательные средства, которые помогают нам восстанавливать информацию, хранящуюся в памяти. Содержимое памяти может стать недоступным либо из-за отсутствия, либо из-за несоответствия поисковых запросов.

Некоторые люди переживают травмирующие переживания. Травмирующий опыт эмоционально ранит человека. Такие переживания вытесняются в бессознательное и недоступны для извлечения из памяти. Это своего рода подавление — болезненные, угрожающие и смущающие воспоминания вытесняются из сознания.

У некоторых людей травматические переживания могут привести к психической амнезии. Отдельные люди переживают кризис и совершенно неспособны справиться с подобными событиями. Они закрывают свои глаза, уши и разум от такой суровой реальности жизни и мысленно убегают от них. Это приводит к подавлению воспоминаний при сильно генерализованной амнезии. Одним из результатов является возникновение расстройства, известного как «состояние – диссоциативная фуга» (побег от себя). У таких людей образуются две личности, где одна ничего не знает о другой.

Забывчивость или потеря памяти при стрессе и высокой тревожности не редкость. К примеру, некоторые трудолюбивые и амбициозные студенты стремятся к высоким оценкам на выпускных экзаменах. Они сутками сидят за учебниками, но когда приступают к экзамену, они начинают очень нервничать и забывают все, что они добросовестно изучали.

Отдельными серьезными причинами утраты памяти выступают различные патологи (расстройства и болезни), а также процесс естественного старения. Об этих причинах нужно говорить отдельно, что мы и сделаем в следующих обзорах.

Другие причины утраты памяти, способы ее улучшения

  • Причины утраты памяти, связанные с различными расстройствами и патологиями
  • Старость и память
  • Улучшение памяти, мнемотехника

Выводы

Память рассматривается как три взаимосвязанных процесса: кодирование, хранение и извлечение информации.

  • кодирование – это регистрация поступающей информации таким образом, чтобы она становилась совместимой с системой памяти, хранение и извлечение относятся к удержанию информации в течение определенного периода времени и возвращению информации к осознанию человеком, соответственно;
  • поэтапная модель памяти сравнивает процессы запоминания с работой компьютера и предполагает, что поступающая информация обрабатывается на трех различных этапах –сенсорной памяти, кратковременной памяти и долговременной памяти;
  • информация может быть закодирована на любом из трех уровней, а именно на структурном, фонетическом и семантическом. Если информация анализируется и кодируется семантически, что является самым глубоким уровнем обработки, то это приводит к лучшему запоминанию;
  • долговременная память классифицируется по-разному. Одна из основных классификаций – это декларативная и процедурная память, другая – эпизодическая и семантическая память;
  • содержимое долговременной памяти представляется в терминах концепций, категорий и образов, которые организованы иерархически;
  • забывание относится к потере сохраненной информации в течение определенного периода времени. После того, как материал выучен, происходит резкое ухудшение его запоминания, а дальнейшее забывание происходит постепенно;
  • забывание объясняется распадом информационного следа и интерференцией, а также, отсутствием соответствующих сигналов во время извлечения информации;
  • память – это не только репродуктивный, но и конструктивный процесс. То, что мы храним, претерпевает изменения в рамках наших прошлых знаний и схем.

Мнемотехника – это стратегии улучшения памяти. В то время как некоторые мнемотехники используют образы, другие делают упор на организацию изучаемого материала.

Поделиться с друзьями
Игорь Лукьяненко

Врач-невролог, нейробиолог, аллерголог-иммунолог.

Оцените автора
( 6 оценок, среднее 5 из 5 )
О Болезнях.ру  - информация о заболеваниях
Добавить комментарий