Детский ПТСР: посттравматическое стрессовое расстройство у детей

Детское здоровье
Медицинская информация достоверна!
Игорь Лукьяненко
Врач-невролог, нейробиолог, аллерголог-иммунолог.
Подробнее об эксперте

Text.ru - 100.00%

Краткий обзор первоначальных стратегий, способствующих вашему ребенку справиться с последствиями психических травм.

Детская травма вызывает беспокойство у многих родителей. Неблагоприятный опыт, вызванный травмирующими событиями, может иметь длительный эффект. И многие проблемы с психическим здоровьем у детей связаны с травмой. Мы осознаем, что часто бывает трудно понять, что делать, когда наши дети находятся в длительном дистрессе…

Что такое детская психическая травма?

Что такое детская психическая травма?

Для начала важно определить, что такое травма. Короче говоря, травма случается, когда человек проходит через болезненные или тревожные жизненные события. Это могут быть единичные серьезные инциденты, такие как несчастный случай или потеря члена семьи. Травма может быть вызвана событием, происходящим сейчас, или имеющем место в прошлом.

Также могут быть небольшие или длительные события, которые накапливаются и вызывают дистресс у детей и молодых людей по принципу накопительного эффекта, схожего с механизмом хронической усталости. Например, хрестоматийная ситуация – родитель уходит на работу, либо пребывает продолжительное время вдали от дома, за этим следует смерть домашнего животного, смена школы… Эти незначительные события в изоляции могут не вызвать травматической реакции. Но когда они возникают в быстрой последовательности, это становится ошеломляющим общим событием для созревающего мозга ребенка, его неокрепшей нервной системы. А рвется всегда именно там, где тоньше…

Часто дети не могут выразить свои проблемы, что затрудняет выяснение причины их беспокойства, расстройств, капризов… Это означает, что вам, как родителям, следует обратить внимание на приведенные ниже признаки развивающейся или уже существующей проблемы, которая со временем по величине будет сопоставима с Эверестом.

Детские травмы, такие как насильственные, опасные или угрожающие жизни события, часто вызывают реакцию страха и могут нарушать эмоциональную и физическую целостность малыша.

А, ведь, даже взрослый мозг воспринимает любые (без исключения) перемены как угрозу для выживания.

Ограниченные по времени или единичные инциденты, такие как автомобильные аварии или стихийные бедствия (например, наводнения или землетрясения), даже семейные ссоры, не говоря о расколе в семейном единстве – разводе родителей, могут нанести серьезный ущерб психическому благополучию ребенка, который проявит себя сразу, а что хуже – выразится в дальнейшем, причем, в самое неподходящее время. Как-то по-другому? Вряд ли… Увы, если чудеса и есть, то почему-то не с нами…

Постоянный стресс, такой как проживание в районе (доме, семье), где царит насилие, наблюдение за войной, положение беженца, наличие жестоких или эмоционально недоступных родителей или издевательства в школе, может оказать серьезное психологическое воздействие на ребенка. Детская травма не обязательно должна включать переживания, которые происходят непосредственно с ребенком. Наблюдение за тем, как близкий человек подвергается насилию или ему причиняют боль, может быть чрезвычайно травмирующим, как и воздействие агрессивных средств массовой информации, включая всемирную паутину.

Исследования показали, что долгосрочные последствия детской травмы могут привести к неспособности к обучению, проблемам с законом, неспособности поддерживать отношения, проблемам с учебой и трудоустройством, а также к постоянным проблемам с физическим и психическим здоровьем. И удивленные возгласы истеричной мамочки: В кого же ты такой? – относятся к вопросам риторики.

Особенно «улыбает» вопрос родителей: В кого же ты такой?… Вот мы,.. вот я… были другими… Дорогие родители! Во-первых, все мы разные. Только по внешним признакам мы схожи, но, по сути, каждый из нас – отдельный вид. Скорее всего, именно поэтому нам так трудно понять друг друга. Во-вторых – ваше воспитание, «когда вы так не делали, были другими…» проистекало абсолютно в других условиях, даже факторы внешних раздражителей окружающей среды не были настолько «токсичными». Стоит ли говорить о качестве пищи, воздухе, т.д. Когда-то мы по двухкопеечному таксофону общались и везде успевали… Не будьте предвзяты к ребенку и не натягивайте на него свою маску – это и неразумно, и не получится. Он – другой! Абсолютно. Внешняя схожесть вас пусть не обманывает. Общая схожесть на этом и заканчивается – все остальное вы сами придумываете… Это факт, с ним спорить бесполезно.

После травматического опыта у детей могут проявляться признаки острого стресса, включая поведенческие и эмоциональные симптомы, т.е. признаки и симптомы, на которые следует обратить внимание, если ваш ребенок пережил травму.

Симптомы детской травмы

Симптомы детской травмы

Хотя последствия травмы различны, у детей обычно развивается один или несколько из следующих симптомов:

  • негативные воспоминания: (повторное переживание тревожных образов или ощущений);
  • поведенческие трудности: (раздражительность, агрессия, прием пищи меньше или больше обычного);
  • фобии или избегание вещей и ситуаций, связанных с тревожным событием (событиями);
  • эмоциональное оцепенение: (замкнутость и попытка ничего не чувствовать);
  • физические признаки, такие как боль, потливость, проблемы с желудком или дрожь;
  • плохое настроение, быстрая его переменчивость;
  • многократное воспроизведение неприятного события в игровой форме;
  • трудности с концентрацией внимания;
  • общая тревога или депрессия;
  • самоповреждение или другое деструктивное поведение (например, злоупотребление психоактивными веществами);
  • ночные кошмары;
  • обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР);
  • проблемы со сном (бессонница);
  • трудности во взаимоотношениях (социализации);
  • тревога по поводу разлуки;
  • особенность вести себя моложе своих лет (например, сосать большой палец);
  • ночное недержание мочи;
  • потеря интереса к занятиям, которые ему когда-то нравились;
  • плохая успеваемость в школе;
  • озабоченность страхами или фобиями;
  • застенчивость;
  • соматические, телесные жалобы, такие как мышечное напряжение, головные боли или боли в животе.

Могут быть и другие проблемы, не перечисленные здесь, поэтому, пожалуйста, обратитесь к психотерапевту, клиническому психологу, имеющему медицинское образование (с простым психологом, увы, потеряете время (их специализация ориентирована на немедицинские случаи) – и это не в укор специалистам, а для уточнения вывески, висящей на кабинете) если у вас есть какие-либо опасения.

Прокладывая путь к восстановлению после психотравмы

Воздействие опосредованных стрессоров может быть таким же травмирующим для детей, как и прямые стрессоры. Создание безопасной и сострадательной обстановки является важным элементом восстановления после травмы. Семейные системы формируют основу понимания детьми того, что значит быть в отношениях и как общаться. Перед лицом травмирующего события чувство безопасности ребенка или всей семейной системы может быть нарушено.

Прокладывая путь к восстановлению после семейной травмы, мы должны сначала создать безопасную среду, в которой возможно открытое общение. Хотя сочувствие может быть неестественным для некоторых, его можно практиковать, учить и моделировать. По сути, эмпатия – встроенный механизм при рождении, т.е. наша базовая комплектация. Это как с геморроем. Он есть при рождении, но не каждый доживает до его обострения, поэтому и говорит – у меня его нет. Хм… странная конструкция – у тебя нет, а у всех есть…

Взаимодействие с детьми должно соответствовать уровню их развития — как с когнитивной, так и с эмоциональной точек зрения.

Цель состоит в том, чтобы как можно раньше получить представление о психологических и физиологических последствиях травмы, чтобы терапевтические вмешательства имели наилучшие шансы уменьшить симптомы и привести к долгосрочному выздоровлению.

10 способов помочь вашему ребенку справиться

10 способов помочь вашему ребенку справиться

  • Безопасность превыше всего: после травматического инцидента помогите вашему ребенку понять, что это была не его вина. Заверьте малыша, что вы сделаете все, что в ваших силах, чтобы обеспечить его безопасность. И сделайте это! (Ложь дети не прощают – позже аукнется).
  • Ключевое значение имеет открытое общение: отвечайте на все его вопросы. Поощряйте вашего ребенка говорить о своих чувствах и подтверждать их аргументами.
  • Установите предсказуемый, последовательный распорядок дня: одинаковое время отхода ко сну, регулярное время приема пищи и четкие ожидания укрепят чувство безопасности. Хотя это звучит элементарно, ограждения и комфорт, в которых они нуждаются, имеют решающее значение. Но не привязывайтесь к выстроенному вами же графику – «Все! Уже 9, бегом в койку!» … и истерика. Нет, это так не работает. Проверьте на себе: Внимательно изучите как часто вы говорите слово «нет». Замечу, большинство людей начинают свое повествование при разговоре именно с этого слова, порой звучит смешно, хотя и нелепо: «Нет, ну я с тобой согласен». Знакомо? Есть этому объяснение – оно кроется в функциональных особенностях мозга, но это не относится к настоящей теме. Мораль такая: Это как в физике движений – каждое действие равно чему? Противодействию, как учил старик Ньютон в своем третьем законе. Поэтому, ваша агрессия, пусть даже мягкая (как вам это кажется – на самом деле агрессия мягкой быть не может. Она или есть или нет, как беременность) вызовет прямо противоположный эффект, даже усугубит состояние ребенка.
  • Действуйте в его темпе: будьте в гармонии с его потребностями и позвольте ему восстанавливаться в своем собственном темпе, максимально придерживаясь распорядка дня.
  • Опуститесь до его уровня: Помните, когда разговариваете с детьми, вы больше ростом…. Постарайтесь снизойти до уровня глаз вашего ребенка и убедитесь, что ваш тон спокоен.
  • Говорите на языке, который он может понять: следите за своим выбором слов и используйте фразы, которые не слишком сложны, прозаичны и передают ваше сообщение без упреков или стыда.
  • Подтверждайте и отражайте свои эмоции: такие подтверждения, как «Я понимаю, что тебе сейчас страшно», позволят ребенку почувствовать, что его слышат и видят. Это также улучшит его способность называть свои эмоции.
  • Читайте вместе книги, в которых рассматриваются переживания, подобные их собственному: существует огромное количество ресурсов, книжек с картинками, книг по самопомощи и глав, посвященных таким проблемам, как горе, издевательства, больные родители и многое другое. Чтение книг, в которых рассматриваются похожие переживания, позволит провести самопознание и органичное обсуждение.
  • Моделируйте саморегуляцию: как родитель или опекун, вы можете моделировать методы саморегуляции и осознанности и нормализовать сложные эмоции, пока показываем ребенку, как мы справляемся.
  • Научите его приемам самоуспокоения и стратегиям преодоления: Помогите вашему ребенку выработать свои собственные стратегии преодоления, познакомив его с простыми, но эффективными инструментами, такими как физические упражнения, прогулки на свежем воздухе, занятия детской йогой или дыхательные упражнения.

Как только будет создана безопасная среда и подготовлена почва для открытого общения, вы можете начать исследовать внешние проявления и симптомы травмы. Когда мы избавимся от двусмысленности и необходимости строить догадки в наших взаимодействиях с нашими детьми, у них появится возможность сосредоточить свою энергию на исцелении.

Но помните, дети тонко все подмечают, они не прощают несоответствий. Если мама выдержала темп и тон разговора с ребенком, а тут же «отлаяла» кого-то по телефону в присутствии своего чада… нет смысла продолжать о финальном «терапевтическом» эффекте. И еще, делая определенные поблажки своему ребенку (как некоторые считают, хотя это должно быть постоянной практикой даже с полностью здоровыми детьми), называя это «как бы не разбаловать», помните, малыш болен, и серьезно. Перед безнадежным раковым больным «танцует» и «хлопочет» вся семья, никто и не думает, что его балуют. Но, увы, он, возможно неизлечим… Ваш ребенок с психотравмой тоже болен, увы, это болезнь, а не симптом, но эта патология обратима в большинстве случаев, во многом все зависит именно от вас! Здоровья вам и вашим деткам.

Поделиться с друзьями
Игорь Лукьяненко

Врач-невролог, нейробиолог, аллерголог-иммунолог.

Оцените автора
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
О Болезнях.ру  - информация о заболеваниях
Добавить комментарий