Эхолалия при аутизме и афазиях

Заболевания
Медицинская информация достоверна!
Игорь Лукьяненко
Врач-невролог, нейробиолог, аллерголог-иммунолог.
Подробнее об эксперте

Эхолалия, повторение своих или чужих высказываний, является поведением, присутствующим при типичном развитии, расстройствах аутистического спектра, афазиях, синдроме Туретта и других клинических группах. Несмотря на широкий спектр состояний, при которых может возникать эхолалия, ее рассматривают в первую очередь через призму конкретного расстройства, что ограничивает полное понимание такого поведения.

Эхолалия, обычно наблюдаемая при аутизме и других состояниях развития, оценивается, наблюдается и лечится изолированно, что снижает наши коллективные знания об этом различии в общении. Эхолалию следует рассматривать как развивающее, трансдиагностическое и коммуникативное явление. Эхолалию обычно рассматривают как коммуникативное поведение, но мало что известно о ее нервной этиологии или эффективных методах лечения.

Определение

Эхолалия при аутизме и афазиях - определение

Эхолалия описывается как «попугайство», подражание, воспроизведение ранее услышанных предложений или слов не с целью понимания, прояснения или переформулирования. Повторение может быть немедленным или отсроченным.

Эхолалия была впервые описана в 1825 году и вскоре после этого использована Каннером в 1943 для описания тенденции детей с аутизмом повторять, а не отвечать, когда им задают вопрос или дают вербальную подсказку. На протяжении многих лет исследователи менялись в своих определениях эхолалии, и термин «эхолалия» применялся к многочисленным проявлениям и клиническим расстройствам, которые остаются в значительной степени изолированными в своей уникальной области исследования. Эхолалия выполняет множество лингвистических функций, начиная от коммуникативных, компенсаторных или самостимулирующих. Эхолалия может использоваться как способ функционального общения для людей с ограниченным самогенерируемым языком, однако эхолалия в некоторых формах негативно влияет на качество жизни человека, способствуя снижению социального признания и ограничению возможностей профессиональной деятельности и независимой жизни.

На сегодняшний день ни в одном исследовании эхолалия не рассматривалась с трансдиагностической точки зрения (т.е., изучения механизма, соединяющего целую группу психических расстройств, а не рассматриваемая изолированно) , хотя ее распространенность наблюдается в отдельных, довольно больших клинических группах.

Проявления эхолалии

Эхолалия в неклинических группах

Эхолалия является распространенным феноменом развития, который наблюдается у неклинических лиц во время состояний усталости, невнимательности и измененного сознания. Рассматривая эхолалию как имитацию (признавая, что клинические определения эхолалии подразумевают нечто большее, чем просто имитацию), ученые поняли, как и почему эхолалия встречается с высокой частотой в возрасте от одного до четырех лет.

Имитация и повторение являются важными формами поведения для социального обучения и часто сочетаются с четкими стратегиями обучения в раннем детстве для облегчения обучения. Имитация также важна для развития экспрессивной речи. В раннем детстве имитация служит нескольким целям, включая:

  • совершенствование восприятия и продуцирования речи;
  • изучение нового словарного запаса;
  • изучение грамматики и синтаксиса;
  • усвоение социальных правил, таких как чередование;
  • и даже обучение отличать себя от других.

Еще в конце 70-х г. прошлого столетия предполагалось, что все дети демонстрируют значительную долю эхолалической речи в раннем детском возрасте, которая уменьшается пропорционально увеличению владения языком.

Повторяемая речь может также присутствовать у доклинических дошкольников из-за определенных нарушенных состояний настроения, включая замешательство, фрустрацию (состояние неудовлетворенности, не получение желаемых результатов и т.д.) или тревогу. За пределами детского возраста вербальные имитации используются в подростковом и взрослом возрасте для различных целей, включая взаимность, для демонстрации поведения слушателя или для подтверждения / подчеркивания опыта другого человека.

Вербальное повторение также может принимать другие формы, включая:

  • насмешку;
  • оскорбления;
  • юмор;
  • олицетворение.

Многие ученые утверждают, что эхолалия появляется в раннем детстве и не считается клинической проблемой, если выполняются следующие условия:

  • частота реакций соответствует уровню развития;
  • реакции избирательны и выполняют определенную функцию;
  • функция полезна для человека и соответствует контексту.

Как естественное продолжение этих правил, эхолалические высказывания и словесные повторы могут считаться нетипичными или мешающими, когда:

  • словесные повторы интенсивны или необычно часты;
  • когда эхо-сигналы нефункциональны;
  • когда это наносит ущерб экспрессивной или восприимчивой речи и / или не соответствует контексту.

Эхолалия при аутизме

Атипичные или мешающие проявления эхолалии в раннем детстве многие клиницисты рассматривают как ключевой показатель расстройства аутистического спектра (т. е. аутизм), нарушения развития нервной системы, которое поражает до 1 из 44 человек. Основными диагностическими критериями аутизма являются:

  • дефицит социальной и коммуникативной взаимности, включая дефицит вербального и невербального общения;
  • наличие ограниченного и повторяющегося поведения, которое включает также эхолалию и повторяющуюся речь.

По разным оценкам, от 75% до 100% детей с аутизмом произносят повторяющуюся речь, однако уточняется, что оценивались преимущественно аутичные подростки с ограниченной экспрессивностью речи, что не отражает истинной картины по всему спектру аутизма в более широком смысле. Хотя и считалось, что присутствуют высокие показатели эхолалии у частично говорящих или минимально вербальных молодых людей с аутизмом, недавние исследования не выявили значимых взаимосвязей между тяжестью аутизма и эхолалией.

Несмотря на четкий клинический и исследовательский консенсус относительно высокой степени эхолалии у детей с аутизмом, единого мнения относительно распространенности эхолалии при аутизме нет. 

Отсутствие согласованных оценок может быть связано с недостатком объективных показателей, отсутствием согласия по конкретному определению эхолалии или с тем фактом, что большинство предыдущих исследований проводилось с использованием устаревших диагностических критериев.

Таблица: эхолалия в клинических группах

Термин Клиническая группа Описание
Эмбиентная эхолалия или подтверждение эха Афазия, синдром Туретта Создание эхо-комментариев или вопросов, адресованных не отдельному человеку, а вместо этого другим людям, отражающих расторможенность
Автоматическая эхолалия Аутизм, афазия Повторение прямых комментариев, адресованных человеку, или ответов происходит со всеми говорящими, высказываниями или совершенно случайным образом
Отсроченная эхолалия Аутизм Эхо-реакция может возникать через минуты, часы, дни или недели после прослушивания первоначального заявления
Эхолалия, требующая усилий Афазия Трудоемкая комбинация словесного повторения после прослушивания фразы + самостоятельная речь; люди осознают свою эхолалию. Эхолалия может сопровождаться невнятной речью и искаженной просодией
Точная эхолалия или чистая эхолалия Аутизм, афазия Эхолалия, которая повторяется точно так же, как имитируемое утверждение; точная копия
Немедленная эхолалия Аутизм Эхо-реакция возникает сразу после прослушивания заявления
Значимая эхолалия Аутизм Функциональный, используется в коммуникативном контексте или для предоставления ответа на вопрос
Смягченная эхолалия Аутизм, афазия Сокращенные или слегка измененные отголоски первоначального заявления
Нефункциональная эхолалия Аутизм Эхолалия кажется случайной, по-видимому, не служит определенной цели
Палилалия Аутизм Повторение собственных слов шепотом или тихой громкостью сразу после произнесения с обычной громкостью
Избранная эхолалия Аутизм Реакции возникают по определенному шаблону либо при разговоре с выбранными ораторами, либо при определенных высказываниях

При наблюдении аутизма эхолалию обычно делят на две категории: немедленную и отсроченную эхолалию.

Немедленная эхолалия возникает в течение нескольких секунд после первоначальной озвучивания, тогда как отсроченная эхолалия может иметь место где угодно – от двух коммуникативных поворотов до нескольких дней спустя. Исследования, которые разделяют эхолалию на эти два компонента, предполагают, что немедленная эхолалия может быть более распространенной при аутизме, и она находится в большем фокусе программ лечения по сравнению с отсроченной эхолалией. Немедленную и отсроченную эхолалию можно дополнительно классифицировать по тому, насколько точно они повторяются, будь то точные повторы или слегка измененные (т. е. смягченные).

Следует отметить, что обсуждение эхолалии как феномена повторения звуков (слов, речи) при аутизме также требует обсуждения перекрывающегося явления — вокальной стереотипии. Стереотипы определяются как повторяющиеся и непроизвольные движения или вокализации, которые сохраняются при отсутствии социальных последствий и поддерживаются несоциальным подкреплением. Таким образом, вокальная стереотипия может включать повторение ранее услышанных слов, сродни эхолалии. Ученые отделяют вокальную стереотипию от эхолалии из-за их различий в повторяющемся содержании и функциях. Другими словами, в то время как эхолалия ограничивается вербальным повторением речи для выполнения коммуникативной функции, вокальная стереотипия может включать повторение «неслов» и считается «несоциально мотивированной».

Эхолалия в других клинических группах

Эхолалия также может сопутствовать на протяжении всего развития другим эхофеноменам, включая эхопраксию (повторение действий), эхомимию (повторение выражений лица) и другие. В этих случаях сочетание эхофеноменов может быть концептуализировано как тик, как в случае синтрома Туретта. Люди с этим синдромом обычно повторяют как слова других людей, так и свои собственные, хотя эхолалия чаще всего является частью репертуара их тиков. Подводя итог, можно сказать, что наличие эхолалии в раннем детском и подростковом возрасте часто сначала рассматривается как показатель аутизма, однако в сочетании с другими эхофеноменами это может отражать возникновение/развитие синдрома Туретта.

Эхолалия встречается в ряде других клинических групп населения с:

Эхолалия также исследовалась в уникальных медицинских случаях, таких как клинический случай с герминомой, окружающей двусторонний боковой желудочек, случаи с нейропсихиатрической системной красной волчанкой, с подростковой энцефалопатией и энцефалитом. В редких случаях эхолалия бывает вызвана фармакологическим лечением, например, когда топирамат, назначенный для контроля судорог у пожилых людей, приводит к значительным нарушениям речи, включая эхолалию. Некоторые препараты, предназначенные для лечения других паталогий, порой, становятся причинным фактором эхолалии.

Тот факт, что эхолалия наблюдается во многих клинических проявлениях и / или тематических клинических исследованиях, предполагает, что это поведенческое проявление может быть не таким уникальным — на самом деле, могут быть основные базовые функции и нейробиология, которые способствуют возникновению эхолалии у разных фенотипов. Ответы на вопросы о лежащих в ее основе нейробиологических механизмах появились в результате изучения эхолалии у другой группы пациентов с четкими взаимосвязями между мозгом и поведением: у лиц с афазиями.

Эхолалия при афазиях

В отличие от эхолалии в детском возрасте, которая обычно считается феноменом развития, эхолалия при афазиях является результатом повреждения головного мозга, которое непосредственно способствует этим словесным повторениям.

Традиционные описания языковых нарушений при афазии обусловлены повреждением тканей, затрагивающих различные области коры мозга, включая глубокие серые ядра и соединения белого вещества. В настоящее время афазию лучше всего понимать как поражение преимущественно левой перисильвиальной области или языковой области. Повреждения могут возникать по многим причинам, включая:

Они часто приводят к нарушениям речи, включая трудности с экспрессивной речью или рецептивной речью. Афазии могут различаться по своей тяжести и этиологии. Основные классификации включают:

  • афазию Брока;
  • афазию Вернике;
  • афазию проводимости (проводниковая) и многие другие.

Хотя люди с различными афазиями частично утратили языковые способности, желание и интенция к общению сохраняются, что часто приводит к речевым ошибкам, таким как словесные повторы, иначе известные как эхолалия.

Эхолалия является типичным сопутствующим признаком транскортикальных афазий, которые составляют до 20% всех афазий. Несмотря на их высокую частоту в этой диагностической группе, опять же, нет исследований о распространенности эхолалии при афазических состояниях. Эхолалия при афазии имеет гетерогенное проявление и может принимать различные формы, как между людьми, так и внутри них, начиная от импульсивной и некоммуникабельной (т. е. эмбиентной и автоматической эхолалии) до более произвольного повторения (т. е. смягченной эхолалии), при этом эхолалия усилий находятся где-то в спектре между двумя крайностями.

Теоретически предполагается, что один из наиболее распространенных типов эхолалии при афазии, является компенсаторной стратегией улучшения вербального понимания путем устного повторения ранее услышанных высказываний для их интеграции в слуховую рабочую память. Более того, эхолалия может мешать общению помимо самой афазии, поскольку это побочный продукт дефицита слуховой кратковременной памяти, торможения и контроля внимания. Впоследствии эхолалия часто имеет негативные последствия, включая неблагоприятное воздействие на контроль внимания и социальную замкнутость.

Несмотря на эти нарушения памяти и торможения, эхолалия может иметь некоторые коммуникативные преимущества, такие как повторение фраз для интеграции содержания в слуховую рабочую память. Действительно, эхолалия в широком смысле может иметь функциональные или коммуникативные преимущества, подробнее описанные в разделе ниже.

Функции эхолалии

Функции эхолалии

Функции эхолалии исследовались десятилетиями. Недавние данные свидетельствуют о том, что эхолалия может иметь скорее адаптивную функцию, а не быть результатом неадаптивной нервной функции или дефицита. Исследования показывают, что у молодежи с аутизмом эхолалия не влияет на фактор, связанный с самостимулирующим, повторяющимся поведением (например, взмахи руками, повторяющиеся просьбы, повторяющееся использование предметов, использование ритуалов). Вместо этого эхолалия была отнесена к фактору, связанному с социальной коммуникацией, наряду с использованием местоимений и других лингвистических стратегий. Фактически, тематические исследования аутистов показали, что часто основным фактором поддержания эхолалии является социальное внимание. Рассмотрение эхолалии как имеющей коммуникативные функции может дать дальнейшее представление о ее поддержании, этиологии и способах формирования.

Некоторые современные ученые утверждают, что эхолалия необходима для развития более продуктивной речи. Даже в начале 1980-х исследователи классифицировали эхолалию как обусловленную лингвистическими функциями, включая декларативную, саморегулирующуюся, отвечающую утвердительно и запрашивающую. Более 30% высказываний носили определяющий характер, а 27% были декларативными вокализациями. В частности, смягченная эхолалия привлекла наибольшее внимание как продуктивный способ расширить словарный запас за счет небольшого изменения ранее услышанных высказываний.

Например, некоторые дети повторяют нараспев какую-то знакомую фразу, вставляя свои собственные слова, что демонстрирует использование эхолалии в качестве шаблона для будущего языкового развития. Предполагается, что эхолалия увеличивается по мере увеличения потребности в выразительном словарном запасе, а затем уменьшается по мере того, как понимание и восприимчивость к языку начинают одновременно увеличиваться. То есть, эхолалия используется в качестве стратегии построения каркаса в период языкового роста.

Когда эхолалия наблюдается при телесных сигналах, исследования показывают, что некоторые молодые люди с аутизмом демонстрируют физическую и вербальную имитацию (например, выравнивание тела при воспроизведении эхолалии), что способствует соориентации и может быть использовано для инициирования последовательности разговора. Консенсус, основанный на этих результатах, предполагает, что эхолалия может не отражать дефицита, такого как поддержание поведения или недостаток языковой осведомленности, а вместо этого может представлять другой подход к вербальному общению, взаимности и социальному взаимодействию.

Подводя итог, можно сказать, что эхолалия имеет множество подтипов, в зависимости от психопатологии, что приводит к трудностям при сравнении клинических проявлений, учитывая отсутствие согласованных определений. Однако разнообразие, по-видимому, является правилом, а не исключением, поскольку проявления эхолалии столь же разнородны между клиническими группами, как и внутри них, что еще раз подчеркивает клиническую полезность подхода к эхолалии с трансдиагностической точки зрения.

Несмотря на неоднородность проявлений, многие сходства присутствуют во всех расстройствах и внутри них, включая проявление множественных форм эхолалии у человека, переходы между формами эхолалии в ходе расстройства или развития и лежащее в основе коммуникативное намерение, присущее большинству эхолалических высказываний.

Подходы к лечению

Подходы к лечению

При рассмотрении вмешательств для выявления эхолалии клиницисты обычно рассматривают пациента в целом в каждом конкретном случае и сосредотачиваются только на эхолалии, которая считается «тяжелой», нарушающей экспрессивное и восприимчивое общение и / или влияющей на качество жизни. Поскольку эхолалия преимущественно концептуализировалась как имеющая коммуникативное назначение и функцию, сама по себе она не требует лечения. Однако при более тяжелых проявлениях или когда эхолалия вызывает функциональные нарушения общения, социальных или академических результатов, клиницисты, педагоги или родители могут предложить лечение, направленное на снижение частоты эхолалии:

  • Поведенческие вмешательства.
  • Фармакологические вмешательства.

Лекарственная терапия не является первой линией лечения любого проявления эхолалии. Но, при некоторых этиологиях, таких как афазии, предполагается, что эхолалическая речь является результатом дисфункции нервных путей или нарушения регуляции нейротрансмиттеров, и поэтому ее лучше всего лечить с помощью фармакологического вмешательства. В основном они предпринимаются у пациентов с инсультом, афазией, шизофренией и эпилепсией. Выбором лекарств занимается исключительно врач.

Нередко помогают пациентам, страдающим аутизмом, бета-блокаторы (неселективные β1- и β2-антагонисты пропранолол и надолол) значительно уменьшая симптомы эхолалии и заикания во время госпитализации.

Во всех подходах к лечению возникают схожие темы поведенческих стратегий, а фармакологические вмешательства являются последним средством. Поведенческие стратегии, задействованные в лечении эхолалии, включают:

  • четкие инструкции;
  • поведенческое моделирование;
  • положительное подкрепление;
  • обучение сценарию;
  • прерывание реакции;
  • запланированное игнорирование.

Хотя ни один поведенческий подход к аутизму не признан «научно обоснованным», многие традиционные поведенческие парадигмы продемонстрировали убедительные доказательства снижения частоты и интенсивности эхолалии – по крайней мере, в краткосрочной перспективе.

Обсуждение поведенческих подходов к лечению эхолалии было бы неполным без обсуждения сообщаемого вреда и потенциального вреда, связанного с плохо реализованными поведенческими аналитическими или прикладными поведенческими подходами. Подходы к поведенческому вмешательству редко сообщают о вреде, что может вызвать значительный дистресс у аутичных детей, подростков и взрослых. Рассмотрение ценности нейродиагностической коммуникации дополнительно подчеркивает важность определения того, на каком этапе лечение оправдано, какие подходы будут использоваться и как будет оцениваться успех лечения. Поскольку предыдущие исследователи предположили, что лечение может быть оправдано при «тяжелых» проявлениях эхолалии, эти решения почти полностью принимаются родителями, врачами, особенно в контексте аутичной молодежи. Из-за нехватки надежных инструментов оценки или измерения, позволяющих определить, когда эхолалия может потребовать лечения и / или в какой степени эхолалия мешает жизни человека, остается неясным, на каком этапе лечение «оправдано».

По материалам научно-исследовательской работы «Echolalia from a transdiagnostic perspective», опубликованной в журнале Autism Dev Lang Impair. 2022 Jan-Dec. 
Информация об авторах:
Tyler C McFayden, University of North Carolina-Chapel Hill, Carrboro, NC, USA.
Shelia M Kennison, Oklahoma State University, Stillwater, OK, USA.
J Michael Bowers, Virginia Tech, Blacksburg, VA, USA.
Авторы заявили об отсутствии конфликта интересов в отношении исследования, авторства и/или публикации этой статьи.

Поделиться с друзьями
Игорь Лукьяненко

Врач-невролог, нейробиолог, аллерголог-иммунолог.

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
О Болезнях.ру  - информация о заболеваниях
Добавить комментарий